Один из моих учеников спросил меня, почему я изучаю языки быстро и легко, а он медленно и с трудом. В чем разница между мной и им? Что же такого особенного я делаю, что позволяет мне учить языки эффективно и с удовольствием?
Я долго думал над ответом, затем усадил ученика перед собой и рассказал простые вещи, к которым он, однако, отнесся, как к открытиям. Я сказал следующее:
Ты не уверен в своих способностях изучать языки, поэтому тебе нужен помощник: учитель, который тебя будет тренировать, или просто товарищ, который даст совет, подскажет более хороший учебник, поможет выбрать курсы и даже будет вместе с тобой их посещать. Я абсолютно уверен в своих способностях, поэтому никто посторонний мне не нужен.
Ты учишь языки регулярно, стараясь каждый день отводить для этого определенное время. Я учу всегда, когда есть для этого возможность. Если ты посещаешь курсы, то ты знаешь, что, например, по вторникам, четвергам и субботам с семи до полдевятого вечера у тебя занятия. Все остальное время ты занят другими делами. У меня нет никакого четко зафиксированного времени. Я учу языки параллельно с работой, в перерывах от работы, в пробках, дома за обедом, перед сном, почти все выходные, на праздниках, в перелетах и переездах и т. п.
Для тебя иностранный язык – инструмент для общения или (еще хуже) просто учебный предмет в школе, вузе. Для меня – часть моего сознания. Для тебя иностранный язык – это нечто чуждое “иностранное” , некий внешний набор правил и слов, а также бесконечная вереница каких-то сложных упражнений из учебников. Для меня – это часть меня самого, в частности, как я уже сказал, часть моего сознания. Именно так я ощущаю свою связь с иностранными языками.
Ты стремишься выучить язык, ставишь себе такую цель и делаешь все для ее достижения. Я ни к чему не стремлюсь и не ставлю никаких целей. Я просто получаю удовольствие и все.
Ты хочешь уже знать язык, но не хочешь его изучать. Тебе нужен результат, а процесс для тебя мучителен и неинтересен. Я же наслаждаюсь процессом. Даже если бы результат отсутствовал, я бы все равно занимался языками. Зачем бросать то, что вызывает приятные чувства?
В тебе много иллюзий, которых нет у меня. Например, ты считаешь, что для хорошего овладения языком надо поехать в страну, где его изучают. Я же для изучения языка никуда ехать не хочу. Мне достаточно погрузиться в интернет.
Ты считаешь, что учить язык – это учить грамматические правила и слова. Вспомни школьные годы. В школе ты как раз этим и занимался – учил правила и слова. Ну и как успехи? Необходимость постоянной зубрежки правил и слов – это еще одна иллюзия. Я предпочитаю как можно быстрее переходить к реальным текстам: газетным и журнальным статьям, художественным произведениям. Грамматика выясняется попутно. Также запоминаются слова.
Ты не умеешь хорошо систематизировать и схематизировать. Язык – это чрезвычайно логичное явление. Я вижу эту логику. Я люблю делать таблицы, чертить схемы. Это упрощает усвоение и запоминание.
Ты учишь язык последовательно: берешь учебник и проходишь страницу за страницей. Сначала один урок, потом второй, третий. Я изучаю языки спонтанно, ориентируясь на сиюминутное желание. Если захочу, то сначала выучу слова первых десяти уроков и сделаю схемы всех грамматических правил, а потом буду сплошняком читать тексты уроков. Если же пожелаю, то первые два-три урока пройду последовательно, а потом буду прыгать и скакать по учебнику, как вздумается. Если делать то, что хочешь, то не устанешь и интерес не потеряешь. Игнорирование желаний в угоду якобы правильному последовательному изучению всегда вызывает напряжение.
Если у тебя нет результатов или они плохие, то ты можешь расстроиться и вовсе забросить занятие языками. Но ты можешь даже не догадываться, что любой результат закономерен. Ты всегда получаешь то, что должен получить, хотел ты именно этого или нет. Если результат меня не устраивает, я не расстраиваюсь и не бросаю язык. Я меняю способ работы.