Хорошее знание лексики и грамматики, умение быстро и правильно конструировать в уме предложения, к сожалению, еще не гарантируют беглую речь. Чтобы говорить быстро и хорошо, нужен моторный навык, проще говоря, рот должен привыкнуть произносить иностранные предложения.
Вам может показаться удивительным, но научиться говорить “на автомате” (как мы это делаем на родном языке и к чему стремимся при изучении иностранного) невозможно без тренировки речевого аппарата. И здесь основными упражнениями являются чтение текстов вслух и повторение за диктором.
Для чтения вслух подойдут всевозможные материалы. Возьмите, например, газетную статью. Прочтите сначала “про себя”, чтобы понять ее смысл. Затем приступайте непосредственно к тренингу. Начните с медленного чтения, обращая внимание на четкое произношение всех звуков. При повторном чтении немного ускорьтесь. Если при медленном чтении вам не доставляло труда произносить все правильно, то при ускоренном обязательно возникают сбои. Отметьте (например карандашом) те места, которые дались вам с трудом. Это может быть стык слов или отдельные неудобопроизносимые слова. Задержитесь на этих местах, отчитав их до полной легкости. Когда весь текст будет читаться легко и свободно, то ускорьтесь еще больше. При этом отмечайте проблемные места и уделяйте им отдельное внимание. Ваша конечная цель – научиться читать статью максимально быстро без всяких запинок.
Повторение за диктором – еще одно отличное упражнение для развития речевой моторики. Как показывает опыт, оно сложнее, чем чтение вслух. Его суть заключается в том, что вы загружаете какое-нибудь аудио на иностранном языке, пусть будет аудиокнига, и начинаете прослушивать ее предложение за предложением. Но не просто прослушивать, а повторять услышанное, полностью копируя темп речи, интонацию и произношение слов в отдельности.
Эффективность чтения вслух и повторения за диктором объясняется наличием у человека моторной памяти. Эта память отвечает за движения человека. Например, наша способность ходить объясняется тем, что мозг запомнил и научился воспроизводить нужные движения. Обратите внимание на то, как ходят маленькие дети. Они двигаются неуверенно и постоянно падают не столько из-за неразвитости мышц и суставов, сколько из-за того, что в мозге еще нет образов движения. Родители постепенно учат ребенка ходить, а мозг формирует и запоминает образы движений. То же самое происходит и с речью. Ребенок может понимать слова и фразы, но сам сказать их пока что не способен. Речевой аппарат еще не привык к нужным движениям. И только со временем речь становится беглой и автоматической.
Итак, если вы изучаете иностранный язык и стремитесь сделать свою речь автоматической, то используйте моторную память. Читайте вслух и повторяйте за диктором – это сформирует в мозге образы нужных движений.