Однажды я спросил нескольких своих взрослых знакомых, хотят ли они владеть хотя бы одним иностранным языком. Все они ответили единогласно – конечно да! Тогда я поинтересовался, что мешает им взяться за это дело? Я полагал, что они начнут отвечать что-то типа “нет времени”, “нет необходимости” и т.п. Но как бы не так! Почти все они ответили – “все равно не получится”, “иностранный – это выше моих сил”.
Если присмотреться к ответам, то все они несостоятельны. Что значит “все равно не получится”? Откуда человек может заранее знать, получится у него что-то или нет? Почему кто-то решил, что иностранный – это выше его сил? Я попросил своих знакомых попытаться ответить на эти вопросы, и в конце концов дело заканчивалось одной фразой – “да потому что в школе никогда не получалось – и сейчас не выйдет”.
Вот ключевое слово – “школа”.
Школьные годы – пора удивительных открытий, дорога в безграничный мир знаний… Знакомые штампы, не так ли? Вот только правды в них почти ноль. На самом деле школьные годы – это пора формирования комплексов, от которых потом приходится мучиться всю жизнь. В частности, школа заставила нас поверить в две идиотские вещи: иностранный язык – это сложно, иностранный язык – это не для меня.
Вспомните своих учителей: они орали на вас, ставили вам двойки, говорили неприятные вещи вашим родителям и делали еще много чего плохого. Может быть, вы думаете, что все это они творили ради вашего блага? Чтобы, дескать, из вас человека сделать? Как бы не так! На самом деле большинство учителей это делали потому, что вы были им противны! Вы их раздражали, мешали вести урок (то бишь отрабатывать свою зарплату), действовали им на нервы – вот они вас и прессовали. Они пытались криком и плохими оценками унизить вас, чтобы на вашем фоне выглядеть достойно на своей конченной работе.
С чувством искренней благодарности вы можете вспомнить только одного-двух учителей, а об остальных вы и думать-то не хотите. Ведь правда же?
Школа сформировала в вас комплекс неполноценности по отношению к иностранным языкам. По-другому и быть не могло. Толстые учебники, куча непонятных правил, неисчислимые слова, и над всем этим – грозный учитель, проверяющий и раздающий плохие оценки! Отсюда может родится только комплекс.
Забудьте школу! Там, в школе, никто по-настоящему не учил вас иностранному языку! Даже и не хотел научить. Вы должны четко понять, что школа не могла и сейчас не может кого-нибудь чему-то хорошо научить. На урок к учителю приходит десять-пятнадцать человек, на занятие отводится сорок пять минут. Какое-то время уходит на организационные моменты. Реально на каждого ученика остается по две-три минуты. В неделю стандарты образования предусматривают два-три урока в неделю. Итого, девять минут персонального внимания в неделю учитель может уделить ученику. О каком знании может идти речь? При таком положении дел ученику остается только одно – учить язык самому, но ведь ни один учитель не объясняет, как надо учить иностранный язык самостоятельно! Как лучше всего учить слова? Как осваивать грамматику? Как работать над развитием речевого навыка? … Вам говорили обо всем этом?
Школа – это мощная сваебойная машина, загоняющая клинья в детские мозги. Школа забила клинья и вам в мозг. Забудьте школу!
Иностранный язык – это легко. Возьмитесь за него заново и убедитесь в том, что любой иностранный язык – это песня, которая запоминается сама собой. Надо только отвергнуть свой предыдущий негативный опыт и попробовать еще раз, но уже по другим методикам и с другими людьми. Поверьте: изучать иностранный – одно удовольствие!