Когда-то давно я начал преподавать английский язык в школе и был крайне возмущен тем, что школьники меня не слушали: игнорировали мои объяснения и упражнения. Приходилось прибегать к репрессивным мерам, но толку все равно было мало. Когда же я поделился этой проблемой со старшей коллегой, то был удивлен ее ответу — почему, собственно, ученики должны что-то делать? Твои объяснения и упражнения неинтересны….
Я начал доказывать, что интерес в обучении — это второстепенное дело; главное — продуманный, логичный подход, нацеленный на реальный результат. Но мне спокойно ответили — нацеливаться надо на интересное содержание занятий.
Теперь же я понимаю, что интересное содержание занятий — это ключевой фактор в овладении языкам где бы то ни было: в школе с преподавателем или дома при самостоятельных занятиях.
Известный полиглот Стив Кауфман в одном из своих выступлений однозначно высказался за то, что главное в изучении языков — найти то, что тебя заинтересует. Все остальное пойдет следом.
Когда-то у меня были проблемы с пониманием английской речи на слух. Чтобы развить этот навык, я слушал новости на английском языке. Однако, сколько бы я ни слушал, я не мог выйти на уровень полноценного понимания, хотя уже имел приличный словарный запас и отлично разбирался в грамматике. И вдруг я подумал — почему мне надо слушать именно новости? На самом деле новости мне вовсе не интересны… Тогда я нашел в интернете запись какого-то детективного радиоспектакля и решил послушать его. Я понял содержание на сто процентов и расслышал практически все слова.
Когда мне было немного за двадцать, я решил выучить французский язык. Я попросил в библиотеке порекомендовать мне какой-нибудь хороший курс, и мне принесли толстенный учебник, по которому занимаются студенты языковых факультетов. Я пролистал это фолиант и убедился в качестве пособия: все правила были подробнейшим образом объяснены, в каждом разделе давалась масса упражнений, структура построена по принципу от простого к сложному … Конечно же, я взялся за курс. Первые несколько уроков я прошел весьма легко. Потом что-то пошло не так… Все в учебнике было понятно, но я был вынужден заставлять себя проходить каждый последующий урок. Однажды я решил сделать перерыв и… вернул этот учебник в библиотеку навсегда. Мне было скучно учить французский по классическому, досконально продуманному пособию. Искусственные учебные тексты, монотонные упражнения — все это не цепляло. В тот же день я нашел в библиотеке одну тоненькую книжечку с французскими анекдотами в сопровождении лексико-грамматических пояснений и дословного перевода. Я прочел один анекдот — и улыбнулся. Книжка ушла за один вечер, и я узнал столько о французском языке, сколько не смог осилить за весь период до этого момента.
Когда вам интересно, то ваши психические функции, ответственные за познание, автоматически активизируются: внимание легко фокусируется на объекте, мышление быстро анализирует информацию, память глубоко и надолго сохраняет знания… Ваш мозг сам познает тот объект, который ему интересен. Беритесь за то, что вам интересно. Все остальное пойдет следом.