Школьное образование — это, наверное, самая худшая система обучения, которую можно только придумать. Выучить иностранный язык в школе? — Смешно!
Может быть, где-то есть уникальные школы, откуда выходят дети, владеющие иностранным языком на приличном уровне. Но я таких школ не знаю и таких детей не встречал. Реальность такова, что, куда ни посмотри, школьников, говорящих на языках, не видно.
Я на самом деле считаю, что выучить иностранный язык в школе невозможно по ряду объективных причин:
1. Время, уделяемое языку. В типичной школе изучению иностранного языка уделяется два-три часа в неделю, причем не полных часа, а академических (1 академический час = 45 минут). Подумайте — примерно полтора-два часа в неделю! Тут не надо быть особо выдающимся экспертом, чтобы понять, что за это время невозможно научить ребенка качественному чтению, письму, слушанию и говорению.
2. Слишком большие группы. В большинстве школ учебная группа состоит из 15 человек. Это чрезвычайно много. Как показывает практика, оптимальным количеством является 3-4 человека. Учитель, какие бы методики он ни применял, не сможет в течение 45 минут полноценно поработать со всеми пятнадцатью учениками. Следует также учесть, то не все 45 минут тратятся на учеников, поскольку существуют еще так называемые оргмоменты (организационные моменты), связанные с усаживанием и успокоением детей, заполнением журнала и т.д.
3. Плохие знания самого учителя. Да простят меня учителя, но… многие из них очень плохо владеют иностранным языком. Безусловно, все учителя должны непрерывно повышать свою квалификацию, и они это как бы делают — проходят курсы повышения квалификации (очно или заочно). Я сам проходил подобные курсы и никакого «повышения квалификации» не ощутил. У меня были вопросы по методике, и, кому бы я их не задавал, никто не смог дать внятного ответа. Однажды вообще сказали, что мои вопросы не входят в программу курсов. Вот и все.
4. Отсутствие мотивации у учителей. Давай зададим простой вопрос — зачем учителю хотеть научить ребенка иностранному языку? Ответ, казалось бы, очевиден: учителю платят — пусть учит. И теперь — внимание! — поразительный факт: учителю ничего не платят! Да, он получает зарплату, но это деньги за то, что он отбудет какое-то время в одной аудитории с рядом детей. Это деньги за потраченное время, но не за результат работы. Учитель ничего не получает за то, чему дети научатся от него. Зачем же учителю заботиться о знании учеников, если ему за эти знания не платят? Будет ли учитель реально работать с детьми или нет, зависит от доброй воли самого учителя.
5. Система оценок. Все ученики получают в школе оценки: пятерки, четверки, тройки и двойки. Оценка — мощнейший убийца мотивации у ребенка. Если я получаю пятерку, то молодец. Но если двойку — то я плохой. Если учитель обозначил меня как плохого, то я буду на него злиться. А если еще позвонит моим родителям и пожалуется на меня, то… у-у-у! Уж точно желания учить язык не будет.
Итак, я упомянул лишь несколько причин, по которым изучение иностранного языка в школе невозможно. Многие родители понимают это и, если хотят действительно знаний у своих детей, нанимают репетиторов — педагогов, которые порой за немалые деньги реально обучают языкам. Вот и все изучение языков в школе.