Не знаю, кому как, но мне порой вовсе не хочется учить языки. Просто лень… и целый день делаешь все, что угодно, но только не занимаешься языками. Но ведь каждый день лени — это шаг назад, два дня — два шага.. а через неделю уже многое забывается, и надо начинать заново. Поскольку внутреннего огня — истинной мотивации — часто не хватает для регулярных занятий, то я решил организовать внешнюю среду таким образом, чтобы она меня подталкивала к учебе.
Идея простая: если кто-то или что-то будет постоянно напоминать о занятиях языками, подталкивать к ним, то хочешь-не хочешь, а возьмешься за учебу. Я позаимствовал эту идею из общения с сыном.
Мой сын учится в школе, и ему, как и почти всем ученикам, не нравится выполнять домашнее задание. Поскольку добровольно он никогда за него не сядет, то мне и моей жене приходится постоянно напоминать ему об уроках. Вот как обычно это происхдит:
Мы: — Валера, делай математику.
Сын: — … (нет реакции)
Мы (через пять минут): — Валера, делай математику.
Сын: — Угу. (Но никакого движения не происходит)
Мы (опять же через пять минут): — Валера, делай математику.
Сын: — Сейчас, сейчас… (Но опять же без каких-либо движения)
Мы (пять минут спустя): — Валера, делай математику.
Сын: — Иду, иду…
И сын все-таки сползает с удобного кресла, откладывает в сторону планшет, берет в руки учебник и начинает разбираться с заданием. Мы с женой выступаем для сына мотиваторами внешней среды, которые посредством многократного напоминания побуждают его к выполнению уроков. Тогда мне подумалось — почему бы мне для себя самого не создать подобные мотиваторы для изучения языков. Причем их должно быть много, так как один-два не сработают — их легко проигнорировать. А вот от большого количества мотиваторов увернуться сложно.
Вот, что было сделано:
1. Будильник. Я записал на телефон несколько фраз, типа «Пора учить турецкий», «Вставай и учи испанский», «Пришло время учить арабский» и установил их в качестве звонка будильника. Теперь я просыпаюсь под слова, которые изначально напоминают мне о языках.
2. Телефонный календарь. Кроме будильника, я воспользовался календарем в телефоне и установил напоминание об изучении языков на десять часов утра каждого дня.
3. Бумажный календарь. На каждой странице перекидного календаря, который стоит у меня на столе, я записал маркером вопрос «Ты учишь языки?»
4. Компьютер. Я сделал простую картинку с надписью «Учи языки» и установил ее в качестве фона на рабочий стол компьютера.
5. Зеркало. На зеркале, перед которым я бреюсь каждое утро, я написал маркером «Иди учить языки».
6. Рассылки. На информационном портале Subscribe.ru я подписался на пару языковых рассылок, которые регулярно поступают мне на почту. Честно признаться, полезного для меня в этих рассылках мало, но они выстапуют прекрасным напоминанием о необходимости учить языки.
7. Люди. Я попросил жену каждый вечер спрашивать меня о том, позанимался ли я иностранными языками за прошедший день.
Прошла неделя с того момента, как я решил настроить для себя внешнюю среду для мотивации. За это время не было ни одного дня, когда бы я не позанимался языками. Сложно сказать, какую роль сыграли при этом напоминания внешней среды…Может быть, эта неделя прошла бы в активном режиме и без них, но, может, и нет. Однако, я однозначно ощутил, что созданные мной внешние мотиваторы усилили общую атмосферу необходимости учить языки. В такой атмосфере гораздо легче перебороть лень.