Мотивация — явление крайне непостоянное. То вспыхивает и толкает к изучению языков, то затухает и лишает всякого стремления. Если сейчас вы горите желанием выучить иностранный язык, то знайте — так будет не всегда. Рано или поздно вам придется столкнуться с обратным явлением — снижением или отсутствием всякой тяги к учебе. Что делать в этом случае? Как вернуть мотивацию?
Все, что я дальше буду говорить, взято из собственного опыта изучения языков. Пусть я и законченный лингвоман и не могу жить без изучения языков, но моя мотивация — это не вечный огонь. Мне также приходится сталкиваться с моментами, когда и слышать не хочется ни одного иностранного слова. Раньше мне приходилось перебарывать себя, но теперь я поступаю по-другому. В дни отсутствия мотивации я ничего не учу, а занимаюсь почти механической работой, не загружающий мозг, но тем не менее связанной с языками.
1. Таблицы. Изучение языка связано с выучиванием различных схем спряжения и склонения, освоением массы другой грамматической информации. Любые знания усваиваются гораздо лучше, если они систематизированы и уложены в таблицы. Когда мотивация на нуле, я беру справочник по грамматике и начинаю составлять схему к какому-либо правилу. Я ничего не учу, просто читаю и рисую схему. Составив несколько схем, я размещаю их на видном месте в квартире.
2. Набор учебных материалов. Я уже писал о том, что занимаюсь коллекционированием учебных материалов по разным иностранным языкам. Во время отсутствия желания учить языки, я углубляюсь в интернет и собираю различные электронные пособия по языкам. Для своей коллекции у меня имеется отдельный жесткий диск с очень большим объемом памяти, куда я записываю все языковые материалы, которые удается найти в глобальной сети. Скачав, к примеру, какую-нибудь электронный учебник, я обязательно открою его и пробегусь глазами хотя бы по начальным страницам.
3. Полиглоты. Когда совсем нет сил самому учить языки, то я читаю блоги или смотрю видео других людей, увлекающихся языками. Лука Лампариелло, восхитительный полиглот из Италии, также весьма активно ведет образовательную деятельность в интернете.
4. Блог. Когда нет мотивации к языкам, я берусь за написание статей для этого блога. Я пытаюсь осмысливать процесс изучения языков вообще и свой личный опыт в частности. Порефлексировать тоже бывает полезно.
Во всем сказанном вы можете заметить одну самую главную идею — какой бы упадок мотивации ни наступил, ни в коем случае нельзя прерывать контакт с языками полностью. Не хотите учить — не учите, но не бросайте языки совершенно. Занимайтесь тем, что, с одной стороны, не требует изучения, но, с другой, так или иначе связано с языками.